Является ли синтез материалов и микширование технологий синтезом искусств?
Однозначно не является таковым.
На заставке - Юбилейные бокалы. "Царская пара". Автор-художник Афанасьева Наталья. Скульптор, ювелир Афанасьев Владимир. Материалы: серебро, нефрит, бивень мамонта, жемчуг речной, самоцветы. Технологии: литье, резьба по кости, гравировка, закрепка, гальваника. Размер: высота 15 см, основание 6 см. Год создания: 2018 г. https://yadi.sk/d/gISWJ_ZJgezSnQ https://www.instagram.com/nataly.afanasie/
В предыдущей статье «Синтез искусств» автор Мария Круглова, не претендуя на истину в последней инстанции, обозначила основные закономерности, зримые черты, законы синтеза искусств.
Посмотрите на эти столы. Добротно, качественно, профессионально. Больше нечего добавить.
Часто свое мастерство и высокий профессионализм мастер прикладник возводит в ранг искусства. Но чтобы стать искусством, этот прием, стиль, ноу-хау должно стать явлением, событием в истории искусств. Как это было со столом рекой из эпоксидной смолы, как это было с маркетри, изобретенным великим мастером Андре-Шарль Булем. Количественные и качественные накопления мастера, запечатленные в его добротных произведениях из дерева, металла, кости, стекла, редко становятся искусством "на века". Но наша задача - стимулировать мастеров прикладников совершать прорывные открытия, так как только на стыке технологий и достижений техники рождаются новые стили.
Модифицированная реальность отраженная многократно Tom Dixon.
Глоссарий и определения.
Си́нтез иску́сств — создание качественно нового художественного продукта, при создании цельного произведения (или ансамбля) посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое с единой системой художественной образности, замысла, стиля исполнения.
Псевдо синтез искусств – свойства продукта (изделия), которые сводятся к простой сумме исходных компонентов, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий, и чаще всего это только эксперимент «новодела», не претендующий на новое явление в синтезе искусств.
Декоративно-прикладное искусство ДПИ (deco - украшать) - художественное профессиональное творчество для удовлетворения утилитарных, художественных и эстетических потребностей человека.
Синкретизм современного искусства – соединение несоединяемого, стирание границ между высоким искусством и повседневной жизнью, художником и потребителем, автором и зрителем. Искусство ради искусства - l'art pour l'art.
Синкретизм ДПИ – это микширование материалов, технологий, стилей в одном ансамбле, серии, изделии для достижения одной поставленной цели или нескольких целей художника.
Зеленцов Вадим. Зайкова Мария. Нова идея. Сталь. Натуральные цветы листья травы. Вадим Зеленцов. Зеркало с подсветкой.
Микширование материалов использовали в прикладном искусстве всегда, сколько существует история искусств. Дерево и камень, дерево и металл, металл и стекло, камень и металл. Если в древности это чаще были орудия труда, то в средние века, в эпоху Возрождения и в век модерна синтез материалов свидетельствует о научно-техническом прогрессе и о новых возможностях технологий. Витражное искусство никак не может обойтись без кованого металла, особенно учитывая размеры стекла. Так же как ювелирное искусство невозможно представить без связки металл - камень.
Александр Нарушев. Ковка. Стекло. Рак отшельник. Сталь. Кожа.
Все чаще в современном искусстве мастера используют различные материалы и технологии для достижения высокохудожественных задач используя приемы гибридного искусства. Конвергенция материалов в древние времена и сейчас в 21 веке сильно отличается.
Петр Борцов Светильник загородной беседки. Владимир Тюрягин Зеркало.
Сейчас художник современного искусства уходит от золотого сечения и мыслит абстрактными категориями, используя BioArt, Art&Science, Арт хорор. Всегда оказывается прогрессивным и популярным тот художник и тот мастер, который синтезирует приемы, технологи и микширует материалы.
Далее примеры фото работ и тексты авторов работ.
Ольга Князева. Художник живописец миниатюрист. Цитата.
…Я называю свое творчество “ювелирная живопись”. В основе лежит техника многослойной лаковой миниатюры и реалистическая масляная живопись, но они значительно адаптированы для ювелирного искусства с учетом особенностей работы с натуральными минералами, металлами, современными лаковыми полимерами и, конечно же, веяниями современной моды.
Миниатюрные сюжеты для украшений отличаются от традиционных сюжетов миниатюр, ведь далеко не любой сюжет человек готов носить на себе в качестве украшения. Очень популярной темой является реалистическая портретная миниатюра. Это не только портреты дорогих нам людей, но и портреты домашних питомцев и любимых животных.
...Реалистичность, объемность и живость картины достигается благодаря тщательному подбору минерала под конкретную композицию, и, самое главное, многослойности живописи. То есть картина создается постепенно послойно, набирая объем, цвет и тончайшую детальность изображения. Живописных слоёв в картине может быть от трёх до пяти или семи, и каждый слой тщательно просушивается и закрепляется лаком, образуя единый живописный монолит. При этом, толщина живописно-лакового слоя доли миллиметров. Благодаря использованию современных лаков, изделие имеет повышенную износостойкость и устойчивость к термодинамическим нагрузкам.
Размер цветной ювелирной миниатюры (камень с миниатюрой вместе с ювелирной оправой) может быть размером от 15 мм до 60-70 мм.
Миниатюра сама по себе является ценным произведением искусства, но, когда к ней присоединяется искусство художника ювелира, в итоге получается совершенно уникальное ювелирное украшение и произведение тончайшего искусства одновременно. Но не просто, а с самым желанным изображением или портретом в 3д качестве.
В настоящее время мои работы находятся в частных коллекциях по всему миру от Аляски до Австралии и практически во всех уголках России…
Афанасьева Наталья. Художник символических украшений.
... Мы с мужем работаем в паре и все изделия рождаются не от задачи использовать разные материалы, а от образа, от идеи, от эскиза. Поскольку у нас тандем, нам проще синтезировать в одном изделии разные материалы.
Наталья Афанасьева. Царская пара.
Здесь серебро, нефрит, бивень мамонта, жемчуг речной, самоцветы. Когда добавляются разные другие материалы это не для того чтоб усложнить технологический процесс, а для придачи новой жизни этому изделию. Потому что особенно там, где используется образ человека, его лицо, то хочется более теплый материал применить. И кость традиционно используется именно и для реалистичности образа.
"Царская пара". Автор-художник Афанасьева Наталья. Скульптор, ювелир Афанасьев Владимир. Материалы: серебро, нефрит, бивень мамонта, жемчуг речной, самоцветы. Технологии: литье, резьба по кости, гравировка, закрепка, гальваника.
Поэтому в царской паре мы всё-таки бивень мамонта добавили с точки зрения придания жизни металлу, дать ему человеческое лицо, через цвет и фактуру бивня. Жемчуг там появился в силу того, что нужно было подчеркнуть культурную старину русского костюма и традиционное использование речного жемчуга в северных костюмах, в Центральной части России, в том числе авторских обрядовых костюмах. Конечно самоцветы в виде кабошонов нами тоже продуманы были как элементы русской одежды и отсылка к историческим атрибуциям. В нашем случае как у художников и материалы ищутся те, которые сделают изделия наряднее красивее торжественней и ближе каким-то историческим реалиям.
Коллекция сувенирных рюмочек в виде солдатиков "Русская Армия 1812". Автор художник, скульптор, ювелир Афанасьев Владимир. Дата создания коллекции с 2008 по 2019 г.г. Состоит из 12 солдатиков разных родов войск: Гренадер,Штаб-Офицер, Обер-Офицер, Улан, Гусар, Казак, Ополченец, Музыкант, Бомбардир, Кирасир Дворцовый гренадер (ветеран). https://jewelrymatrix.ru/1812
...Точно также и солдатиками. С ними стояла ещё задача чуть заменить вообще стилистику всей коллекции. Её сделать на порядок дороже в плане ценности, добавить сложности. Сложность в обработке материалов, в его комбинации с деревом. И опять отсылка к историческим атрибуциям материала из которого изготавливали в своё время ножны, дубины, пики и прочее...
Колесникова Анастасия. Цитата.
… Кто-то предпочитает спокойную классику, а кто-то современность, неудержимый микс и вечный поиск своего стиля и самого себя. Я отношусь ко второму типу. Совмещение материалов в моих украшениях это, в первую очередь, поиск себя в творчестве, выработка своей авторской "подписи".
Колесникова Анастасия 2017 год. Комплект-трансформер (при помощи магнитных замков можно изменять украшения). Материалы: смола, кофе, дерево, полимерная глина, металл.
Именно поиск даёт возможность создать что-то неповторимое. У меня используются самые простые материалы: кофе, смола, дерево, полимерная глина, металл... И как в любом поиске важно вовремя остановиться, не исказить пропорции, цветность, целостность украшения. Иногда я "выдыхаюсь", а иногда меня "уносит" не туда, становится сложно остановиться, и тогда я открываю альбомы мастеров и ищу вдохновения в их работе, заряжаюсь положительными эмоциями.
Все меняется. Меняется мир, меняемся мы, меняются технологии. Все трансформируется под нас, вместе с нами и именно поэтому микширование материалов будет всегда актуально и интересно.
Приглашаем всех художников, мастеров, ремесленников принять участие в конкурсах, если вы используете микс материалов и синтез технологий.
ЗАЯВКА на Международный онлайн - конкурс кузнечного и оружейного искусства METAL ART WORK — 2021
ЗАЯВКА на Международный онлайн конкурс ЮВЕЛИР 2021
ЗАЯВКА на Международный онлайн конкурс миниатюра СТИМПАНК 2021
Международный онлайн-конкурс КОМПЬЮТЕРНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 2021
ЗАЯВКА на международный онлайн конкурс МАРКЕТРИ 2021
Материал подготовил Николай Матвиенко. Январь 2021 год.